Потерянная опера вернулась в Санкт-Петербург после 245 лет забвения
У музыкальных произведений, как и у людей, разные судьбы. Одни становятся «хитами» своей эпохи и не сходят с афиш столетиями, другие звучат один‑единственный раз и исчезают в архивах. Именно такие незаслуженно забытые произведения, потерявшиеся в глубине веков, и стали настоящей страстью маэстро Кристиана Делизо.
В 2019 году, работая в архиве консерватории Неаполя, маэстро обнаружил партитуру оперы «Алкид на Распутье», написанной для императрицы Екатерины II её придворным композитором Джованни Паизиелло.
Премьера оперы состоялась лишь однажды, в декабре 1780 года в Эрмитажном театре Санкт‑Петербурга, в день именин государыни.
Пандемия подарила маэстро неожиданный шанс, у него появилось главное — время: десять месяцев он посвятил расшифровке рукописи. Почерк композитора оказался испытанием: поспешные исправления, фрагменты, требующие реконструкции. Маэстро приходилось не только адаптировать партитуру для современного прочтения, но и восстанавливать фрагменты, заново их гармонизировать, разгадывать намерения композитора через века.
В 2025 году маэстро Кристиану Делизо удалось воплотить свой замысел. При поддержке Итальянского института культуры в Санкт‑Петербурге 18 июня 2025 года в Особняке Половцева состоялась премьера «Алкида на Распутье» для современного зрителя. Забытая опера Джованни Паизиелло вернулась в Санкт-Петербург после 245 лет молчания.
Сюжет оперы прост и символичен: Алкид стоит на распутье и должен сделать выбор. Добродетель предлагает трудный путь к славе через подвиги и аскезу, Удовольствие зовёт лёгкой дорогой наслаждений. Эта древняя дилемма, конфликт между долгом и искушением, звучит удивительно современно и сегодня.
Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком, Помпео Батони, 1765
В постановке участвовали талантливые вокалисты: солисты и камерный хорFestino. Партию Алкида исполнил Станислав Аверьянов — приглашённый солист Мариинского театра. Аретею, богиню Добродетели, исполнила Марина Зятькова, чей голос звучал в Королевском театре Мадрида и Концертгебау Амстердама. Богиню Удовольствия Эдониду воплотила обладательница премии «Грэмми» Екатерина Лёхина, выступавшая на сценах Ковент‑Гардена, Ла Скала и других ведущих театров мира. Она специально прилетела в Санкт‑Петербург по приглашению маэстро Делизо.
Композитор особенно щедро наделил партию Эдониды виртуозными колоратурами: её голос должен парить, виться, взлетать, соблазняя Алкида и слушателя красотой звука, увлекая в лабиринты мелодий. Для исполнителя это настоящий экзамен на мастерство, который Екатерина блестяще прошла.
Екатерина ЛЁХИНА
Эдониде (богиня Удовольствия)
Станислав АВЕРЬЯНОВ
Алкид (Геркулес)
Марина ЗЯТЬКОВА
Аретея (богиня Добродетели)
Особняк Половцева был выбран для премьеры не случайно. Его Бронзовый зал тонко передаёт атмосферу аристократических салонов XVIII века, когда опера была искусством для немногих. Здесь нет анонимности большого зала, и каждый зритель практически становится участником действа, как когда‑то в Эрмитажном театре, где впервые прозвучал «Алкид».
Театр «Малый Трианон», уникальный коллектив, специализирующийся на эстетике барокко и рококо, помог гостям почувствовать себя в эпохе Екатерины Великой. Авторские костюмы, барочные танцы и особая пластика движений создавали эффект полного погружения. Режиссерской находкой постановки стало введение персонажа Рассказчицы в исполнении искусствоведа Ярославы Бубновой, художественного руководителя театра "Малый Трианон". Поскольку опера исполнялась на итальянском языке, Рассказчица стала для зрителей проводником, предваряя каждую сцену и помогая следить за развитием действия.
История этой оперы только начинается. К постановке уже проявили интерес оперный фестиваль в итальянском Таранто, театры в Санкт-Петербурге и Красноярске.
То, что когда‑то было однодневным подарком императрице, сегодня обретает вторую жизнь — и, возможно, вскоре прозвучит в городах России и Италии, вновь доказывая, что великая музыка не стареет и не знает границ.