27 ноября оркестр Capriccio Italiano под руководством маэстро Кристиана Делизо воссоздаст торжество итальянской музыки и возродит оперу, которая когда-то разделила Европу на два лагеря, возвратив эту оперу туда, где она впервые зазвучала в России на профессиональной сцене — в исторические стены Эрмитажного театра.​

Опера «Служанка-госпожа» (La serva padrona) была написана Джованни Баттиста Перголези (настоящая фамилия — Драги, Draghi) на либретто Дженнаро Антонио Федерико (Gennaro Antonio Federico), которое основано на пьесе флорентийского драматурга Якопо Анджело Нелли (Jacopo Angello Nelli). Сюжет происходит из традиции комедии дель арте и рассказывает о хитрой служанке Серпине, которая с помощью слуги Веспоне обманом вынуждает своего пожилого хозяина Уберто жениться на ней, превращаясь таким образом из служанки в хозяйку дома.​
Адрес
Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д.34

Стоимость билета
от 3000 руб.
Немного истории

Премьера «Служанки-госпожи» состоялась 5 сентября 1733 года в Театре Сан-Бартоломео в Неаполе. В премьерном составе участвовали: Джоаккино Коррадо (Gioacchino Corrado), виртуоз Королевской капеллы, в роли Уберто (бас-буффо) и Лаура Монти (Laura Monti) в роли Серпины (сопрано). Роль Веспоне исполнял мим, так как эта партия была немой.​

В Неаполе опера сразу получила признание. «Служанка-госпожа» быстро завоевала популярность в итальянских театрах и вскоре начала исполняться как самостоятельное произведение, а не только в качестве интермедии. В отличие от большинства опер того времени, которые исполнялись лишь несколько раз, «Служанка-госпожа» получила сотни представлений по всей Европе в годы сразу после премьеры.​

Настоящий триумф опера пережила в Париже. Впервые её показали в 1746 году в театре Комеди-Итальен без особого успеха. Однако 1 августа 1752 года итальянская труппа Эустакио Бамбини представила «Служанку-госпожу» в Королевской Академии музыки (будущей Парижской опере), и это вызвало настоящий скандал.​

Опера спровоцировала знаменитую «Войну буффонов» (Querelle des Bouffons) — ожесточённые споры между сторонниками традиционной французской оперы (Люлли, Рамо) и поклонниками нового итальянского оперного стиля. Интеллектуалы, включая Жан-Жака Руссо, Дидро, Гримма и д'Аламбера, поддерживали итальянскую оперу, видя в ней большую естественность и простоту. Король Людовик XV и аристократия защищали французскую традицию. Полемика продолжалась с 1752 по 1754 год, породив около 60 памфлетов. С 1754 года французская версия La servante maîtresse выдержала 150 последовательных представлений в Итальянском театре.​

В России интермедия впервые была исполнена в 1773 году воспитанницами Смольного института. На профессиональной сцене «Служанка-госпожа» была впервые представлена 20 октября 1787 года в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга. Эрмитажный театр был построен в 1783-1787 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги по заказу Екатерины Великой и торжественно открыт 16 ноября 1785 года.​
В здании знаменитой Капеллы Сан-Северо в Неаполе маэстро Кристиан ДЕЛИЗО в сотрудничестве с Fanzago Baroque Ensemble, Karlo Torriani и Мариной Зятьковой записал диск оперы Служанка-Госпожа, небольшой фрагмент которого мы с радостью предлагаем вашему вниманию.
СЛУЖАНКА-ГОСПОЖА
27 ноября 2025 г.
на сцене Эрмитажного театра
  • Доменико КОЛАЯННИ
    Баритон
  • Марина ЗЯТЬКОВА
    Сопрано
  • Кристиан ДЕЛИЗО
    Дирижер
Made on
Tilda