Феномен Людовико Эйнауди
23 ноября 2025, исполнилось 70 лет Людовико Эйнауди (Турин, Италия) — пожалуй, одному из самых противоречивых композиторов нашего времени. С одной стороны, он невероятно популярен, с другой — объект довольно жёсткой критики со стороны части академического сообщества.
Его имя известно даже тем, кто редко слушает инструментальную музыку. Услышал — и уже не спутаешь. Простой рояль. Мелодия, которая будто повторяет твои мысли. Медитативные мотивы, в которых легко утонуть или, наоборот, обрести покой. Миллионы слушателей по всему миру включают Эйнауди утром, вечером, между делом, и начинают свой путь в классику именно с этих простых гармоний.
Столкновение мнений начинается здесь: многочисленные поклонники говорят, что именно в простоте и кроется гениальность Эйнауди. Противники же, зачастую опираясь на своё академическое образование, обвиняют его в примитивности и банальности приёмов, отсутствии настоящего развития и лёгкости, недостойной настоящей классики.
Но выбор минимализма для композитора — не уступка моде или ограниченность, а сознательное решение. Эйнауди, который получил превосходное консерваторское образование у самого Лучано Берио и начинал как композитор, интересующийся авангардом, в интервью признаётся: ему была интересна идея «говорить на универсальном языке», соединять эмоции и простые мелодии, взяв лучшее от разных жанров — от классики до рока, от эмбиента до фольклора. Он убеждён: искусство должно вызывать отклик, а не демонстрировать техническое превосходство.
Он не боится заимствовать у pop-музыки повтор и ясный ритм. Его неоклассика словно бросает вызов привычному понятию элитарности в искусстве.
Мнения встречаются самые разные, а сам Эйнауди отмечает, что для него главным всегда остаётся отклик у слушателя, способность подарить тишину и атмосферу в современном мире, переполненном суетой. Он говорит: «Существует некое беспокойство по поводу того, что мы должны всё время чем‑то быть заняты, даже когда в этом нет необходимости. Моя музыка — манифест замедления».
И правда, легко ли замедлиться, когда весь мир требует скорости, успеха, непрерывных достижений? Эйнауди предлагает нам остановиться, прислушаться к себе, позволить себе всё отпустить, хотя бы на время одного концерта.
Его пьесы в кино, телешоу и рекламе. Это раздражает одних и притягивает других, подогревая споры о «массовом» и «настоящем» искусстве.
Простота? Возможно, именно она скрывает огромную глубину, или, наоборот, указывает на границы таланта.
Есть только один верный способ понять: самому услышать живую музыку, прочувствовать кожей гармонию звуков. Сделать паузу и определиться, как именно вам отзываетсяего музыка.
Маэстро Кристиан Делизо, оркестр Capriccio Italiano и Анастасия Костенко (фортепиано) ждут вас 3 декабря в Особняке Мясникова на концерте, посвящённом юбилею Людовико Эйнауди.